Главная » Космос » Как начиналось изучение нейтронных звезд

Как начиналось изучение нейтронных звезд

Долгое время астрономы изучали Вселенную с помощью оптических инструментов, полагаясь на зрение. То есть, человек получал информацию о звездах и планетах только по видимому спектру. Но наука не стоит на месте, появляются новые приборы, которые позволяют расширить диапазоны длин волн, фиксируемые астрономической аппаратурой.

Как начиналось изучение нейтронных звездИ то, что в 1930-х годах было представлено только в теоретических предположениях, уже в 80-х можно было «увидеть» с помощью специальной техники. Так, например, человек обнаружил пульсары и барстеры. Началось изучение нейтронных звезд, испускающих излучения в рентгеновском диапазоне волн.

В 1967 г. Э. Хьюиш вместе с группой астрономов вводит на территории Кембриджского университета в эксплуатацию радиотелескоп, единственной задачей которого была фиксация мерцания от источников космического радиоизлучения. В основу его работы легло физическое явление, которое сродни мерцанию звезды.

Ведь «вибрация» происходит из-за неоднородной плотности в космической среде. И Э. Хьюиш начинает изучать подобное прохождение электромагнитных волн. За счет того, что радиотелескоп имел высокую на то время точность и скорость (обработка сигналов проводилась каждые десятые доли секунды) и благодаря большой площади исследуемых участков видимого космоса, удалось зафиксировать новый объект. В соответствии с теорией было предположено, что получаемая информация от радиотелескопа принадлежит пульсарам. Но к этому пришли не сразу.

Впервые четко увидеть картину вышеуказанных импульсов удалось Дж. Белл. На то время она работала аспиранткой Кембриджского университета и входила в исследовательскую группу Хьюиша. И 28 ноября 1967 г. Белл заметила выраженные серии импульсов электромагнитных волн. Они шли один за другим, обладая четко повторяющейся последовательностью и имея при этом период в 1,34 с.

Сверившись с имеющимися данными, ученые пришли к выводу, что это не является нерегулярными мерцаниями, которые обладали звезды. Все это больше похоже на помехи, которые предположительно были связанными с работой техники. И после длительного наблюдения, эти объяснения были отклонены: природа импульсов не была похожа на сигналы от авиатехники или космических аппаратов.

Некоторые ученые поверили в возможности влияния некой внеземной цивилизации, из-за чего немало сил было потрачено на расшифровку «послания». Но через некоторое время с помощью радиотелескопов были выявлены еще три таких же источника радиоизлучений. Стало понятно, что данные принимаются от небесных тел.

В феврале 1968 г. группа Хьюиша впервые опубликовала информацию об эксперименте, в которой источниками пульсирующего излучения указывались нейтронные звезды. Проводилась аналогия с фонарем маяка, который вращаясь прерывает видимое излучение. Поэтому к нам приходят отдельные импульсы. За это все группа получила Нобелевскую премию по физике. С этого момента начинается детальное изучение нейтронных звезд и всего что связано с их природой.